Национальные традиции чувашских  праздников

Национальные традиции чувашских праздников

Антропологи из Чувашии утверждают, что чувашский народ с трепетом относится к своему наследию и старается хранить родные традиции. О том, какие традиционные и заимствованные у славян праздники до сих пор чтут в чувашских семьях, узнал корреспондент SmartNews.
Многие чуваши знают и помнят о культурном наследии своего народа, но далеко не в каждой семье принято соблюдать древние традиции и праздники. Заведующий отделом этнологии и антропологии Чувашского государственного института гуманитарных наук уверен, что многие обычаи живы до сих пор. Специалист подчеркнул, что наибольший интерес к национальному наследию проявляют чуваши, проживающие за пределами своей малой родины, местные же чтут лишь некоторые, особо важные праздники.1356523093_650918_36
Древние чуваши считали, что каждый человек обязан был сделать два главных дела в своей жизни: заботиться о своих предках и вырастить детей достойными людьми. Поэтому во многих чувашских семьях отмечают праздник Симек. Он совпадает с православной Троицей, но праздновать его принято накануне — в четверг или субботу. Симек имеет языческие корни. В этот день собирается вся семья, вместе посещают кладбище, вспоминают предков, варят домашнее пиво и готовят национальное блюдо шурбе.
Очень часто один и тот же праздник в разных районах Чувашии празднуют по-разному.

Так, в Батыревском районе, празднуя Симек, водят хороводы.
В Симек в нашей деревне собираются все жители, водят хороводы и поют национальные песни. А молодые девушки со своими парнями выкапывают молодую березу, привязывают на нее ленточки, затем спускаются к речке, где омывают корни, а потом вновь сажают на возвышенности.

Наибольшей популярностью среди исконных чувашей пользуются праздники, схожие со славянскими. Например, языческий праздник Саварни очень напоминает православную Масленицу.
В Моргаушском районе празднуют Саварни ежегодно, соблюдая все правила проведения, не забывая про традиции. В центре села устраивают массовые гулянья, пекут блины, детей катают на санях, на лошадей вешают различные ленточки, звоночки, поют песни, танцуют. И если русские под конец праздника сжигают чучело, то мы разжигаем костры на холмах, чтобы солнце быстрее «нагрелось».
Антрополог Георгий Матвеев объединение русских и чувашских традиций объясняет тем, что в середине ХХ века национальным обычаям, как и самим национальностям, не придавали никакого значения. Всего за несколько десятилетий славянские праздники прочно закрепились в жизни чувашей и вытеснили традиционные. В итоге в Чувашии стали забывать даже родной язык.
Национальные традиции начали возрождаться только в 80-х годах, именно тогда стали появляться всевозможные фольклорные группы и внеклассные кружки, где обучали чувашской вышивке и т. д. Еще в 90-х чуваши стеснялись своего языка, а сейчас с гордостью говорят на нем и учат своих детей. Причем как раз в это время в школах начали появляться такие предметы, как культура родного края, чувашская литература и чувашский язык.
По мнению Георгия Матвеева, чувашские традиции становятся все более и более популярны в последнее время. Примечательно, что именно молодежь проявляет интерес к обычаям своих предков. В последние годы всё чаще стали проводить национальные свадьбы.

Свадебная церемония в доме жениха и в доме невесты начиналась одновременно, но раздельно. Свадьба у жениха называется арсын туйе (мужская свадьба), в его доме начало обряда заключается в избрании главных персонажей, подготовке места гулянья и выезде свадьбы за невестой. Свадьба у невесты — хер киленчи туйе (свадьба в доме невесты).
Желание отпраздновать свою свадьбу в чувашских традициях возникло у меня еще в детстве. Моя бабушка очень любила свою родину, она и привила мне уважение к обычаям предков.

Акатуй уже в последнее время слабо отмечается, хотя тоже стараются много для сохранения праздника, обычно проводится после окончания весенних полевых работ. Но в наше время, когда сельское хозяйство развалено и в руинах лежит, не особо широко отмечаемый праздник. А в детстве я помню, это был один из самых моих любимых и веселых праздников, проводили его тогда всегда на широкую ногу.

Еще по сей день отмечаетя Мнкун. Все эти праздники связаны со старой чувашской религией. У чувашей, которые проживают за пределами республики и которые не приняли христианство, количество этих праздников больше и традиции лучше сохранены.

В селе, перед уборкой урожая и перед посевом, или когда нет долго дождей председатель колхоза со старейшинами идут в поле на определенное место Киремет на жертвоприношение (барана обычно), задабривают бога языческого на благополучие.

 

(740)